cognitive
Вы можете связаться с нами по почте
cognitive@​sovremennik.ru
Московский театр
Современник
Основная сцена
Чистопрудный б-р, 19
Другая сцена
Чистопрудный б-р, 17
генеральный партнёр
фонд вольное дело
art by sota+

Графика создана при помощи генеративных состязательных сетей (Generative Adversarial Networks — GAN). Также использованы оригинальные разработки SOTA+, позволяющие пользователю контролировать процесс генерации, а также работать в произвольном разрешении без перетренировки моделей.
Наталья Фукс
об авторе
КУРАТОР, ИСКУССТВОВЕД, ПРОДЮСЕР, РУКОВОДИТЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА «МЕДИАИСКУССТВО», ОСНОВАТЕЛЬ ARTYPICAL
01.04.2021
Наталья Фукс
об авторе
КУРАТОР, ИСКУССТВОВЕД, ПРОДЮСЕР, РУКОВОДИТЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА «МЕДИАИСКУССТВО», ОСНОВАТЕЛЬ ARTYPICAL
01.04.2021

«Компьютерные алгоритмы используются в художественном производстве с 1960-х гг. И к сегодняшнему дню с искусственным интеллектом, встроенным в персональные средства связи и социальные сервисы, взаимодействуют уже миллионы обычных людей. Искусственный интеллект перестал быть только средством индивидуального художественного выражения, но превратился в механизм для вдохновения массовой аудитории. Обработанные данные в современном обществе являются способом моделирования «эстетической идентичности», предвосхищающим наш художественный вкус, и потенциально ориентируя нас в тех выборах, которые осуществляет большинство людей. Интеграция искусственного интеллекта в повседневную культурную жизнь поднимает важные вопросы о будущем культуры и эстетики», — так начинает свою книгу AI Aesthetics Лев Манович, профессор компьютерных наук в CUNY, писатель и исследователь медиа. 

Действительно, мы уже не замечаем, насколько глубоко мы связаны с технологиями искусственного интеллекта в повседневной жизни. И пространство культуры является той самой средой, которая позволяет внимательнее рассмотреть и лучше понять возможности и угрозы, связанные с новыми технологиями. И, несмотря на то, что перформативный поворот, который произошёл в искусстве во второй половине XX века, сделал любую деятельность человека перформативной, событием остается исполнительский процесс. Сценические практики нельзя обозначить как некую творческую производительность, поскольку они генетически связаны с проживанием, чувствованием и движением души. А это значит, что для утверждения новой эстетики по-прежнему важна сцена.

В начале XXI века в медиаискусстве возник новый жанр — AI перформанс как междисциплинарное направление на стыке научных исследований и художественного процесса. В AI перформансе используются технологии, относящиеся к искусственному интеллекту (например, к машинному обучению или к машинному зрению), в качестве инструмента художественной выразительности. Произведения этого жанра, безусловно, являются новой эстетикой для современной культуры. Однако специфика AI перформанса заключается также в том, что в этом искусстве эстетическая функция тесно связана с этикой. Ведь в данный момент существует множество этических аспектов, связанных с использованием искусственного интеллекта: существует проблема технологического неравенства, прецеденты нарушения прав человека с помощью технологий отслеживания, базы данных для нейросетей, аккумулирующие в себе расизм и сексизм, и многое другое.

И пока существует эта «этическая сложность», пока нет четкого понимания всех последствий, к которым может привести взаимодействие человека с искусственным интеллектом, современное общество не может экстраполировать понимание красоты (как эстетический опыт) на произведения искусства, созданные с использованием этой технологии. Но что мы можем сделать, проживая переходный период, так это объединить эстетический и этический подходы и глубже осознать самих себя в этом новом жанре медиаискусства.

Предлагая краткий систематический взгляд на AI перформанс, я обычно перечисляю следующие категории применения искусственного интеллекта в сценических практиках: 

Использование искусственных нейронных сетей

В 2019 году по заказу берлинских фестивалей transmediale и CTM был создан перформанс коллектива Actress + Young Paint. Его премьера состоялась на сцене международного центра The Haus der Kulturen der Welt и представляла собой дуэт электронного музыканта Даррена Дж. Каннингема (Actress) и цифрового персонажа Young Paint, который был создан нейросетью и существовал только в цифровом измерении, но не в реальной жизни.

izobrazhenie-1-photo-credit-adam-berryPhoto Credit - Adam Berry

Во время перформанса Actress выступал совместно с проекцией Young Paint в натуральную величину, что визуализировало их совместную работу. Сцена, таким образом, фактически превращалась в виртуальную студию, где участники дуэта — человек и искусственная нейронная сеть — солировали по очереди. 

Создание систем искусственного интеллекта

Холли Херндон, американка, проживающая в Берлине, окончила Стэнфордский университет и пишет экспериментальную вокальную электронику, регулярно выступая со своим ансамблем. Во время работы над альбомом Proto в 2019 году среди исполнителей ансамбля появилась также целая система искусственного интеллекта по имени Spawn. Этот объект был создан экспертом в области искусственного интеллекта, Жюлем Лапласом. Основной идеей в процессе разработки Spawn являлась мысль о том, что машинный интеллект способен бесконечно создавать новые звуки. В итоге в основу Proto легли необычные методы создания композиции: Херндон писала партитуру, записывала ее с ансамблем, работала с музыкальным материалом в своей студии и затем его обрабатывала система Spawn, прежде чем музыку снова могли услышать исполнители и затем представить ее на сцене. 

izobrazhenie-2-photograph-by-mark-allan_-courtesy-the-barbicanPhotograph by Mark Allan. Courtesy the Barbican

«Я не хочу воссоздавать музыку, я хочу найти новый звук и новую эстетику. Поэтому мы рассматриваем Spawn как полноценного участника ансамбля, но не как композитора. Даже если система искусственного интеллекта импровизирует, как исполнители на сцене, реагируя на звук в реальном времени, она все равно не пишет музыку, это делаю я», — говорит Холли. И в результате у нее получается оригинальный электронный фолк с хоровыми саундскейпами и шумовыми эффектами, который композитор и вокалистка очень эффектно представляет на сценах крупнейших фестивалей современной культуры по всему миру.

Разработка роботов и андроидов

В последние годы человечество значительно продвинулось в создании человекоподобных роботов, и ожидается, что в ближайшем будущем такие роботы-андроиды будут эмоционально взаимодействовать с людьми. В частности, ожидается, что роботы-андроиды, выглядящие как настоящие люди, станут обычным явлением в будущем человеческом обществе. Они могут вызывать у людей позитивные ощущения  из-за своего человекоподобного внешнего вида, но также хорошо известен эффект «зловещей долины»,  выявленный еще в 1978 году японским учёным Масахиро Мори. Мори исследовал эмоциональную реакцию людей на внешний вид роботов. Поначалу результаты были предсказуемыми: чем больше робот похож на человека, тем симпатичнее он кажется — но лишь до определённого предела. Наиболее человекоподобные роботы неожиданно оказались неприятны людям из-за мелких несоответствий реальности, вызывающих чувство дискомфорта и страха. Этот эффект исследуют и многие медиахудожники, которые создают произведения искусства и сценические постановки с участием андроидов. 

izobrazhenie-3-photo-credit-ars-electronicaPhoto credit - Ars Electronica

Японский ученый и художник Хироши Исигуро известен как создатель нескольких серий роботов и андроидов, а также целого андроидного театра «Сайонара». Гастроли театра проходили в 35 городах в Японии, Австрии, Германии и Франции. Хироши поставил два драматических спектакля с андроидами: «Три сестры. Андроид-версия» в 2013 году и «Метаморфоза. Андроид-версия» в 2014-м. В первом произведении андроид, механический робот и девять человек-актеров выступают на сцене вместе. Во втором спектакле андроид играет вместе с четырьмя актерами. Оба спектакля представляли собой диалоги между андроидом и одним из актеров в определенной последовательности, и в них никогда нет коллективной беседы, которая могла бы представить андроида в невыгодном свете. То есть японские создатели театра андроидов намеренно избегали возможности произвести негативное впечатление на зрителя и создать тот самый эффект «зловещей долины». 

Исследование искусственной жизни

Изучение искусственной жизни (англ. artificial life) — одно из самых перспективных направлений не только в науке, но и в современном искусстве. Исследование живых систем, природных процессов и их эволюции при помощи воссозданных человеком моделей применяется не только к компьютерному моделированию, но также подходит к изучению искусственно созданных живых организмов. Одним из наиболее ярких событий, связанных с искусственной жизнью в современном искусстве, стало появление первого в мире нейросинтезатора CellF. 

izobrazhenie-4-photo-credit-guy-ben-aryPhoto credit - Guy Ben-Ary

Управление этим синтезатором, созданным командой австралийских исследователей, художников и музыкантов под руководством Гая Бен-Ари, осуществляется из биологической нейронной сети, которая развивается в чашке Петри и контролирует в реальном времени целый механизм, состоящий из множества аналоговых модульных синтезаторов. Этот полностью автономный инструмент производит звук в синергии с людьми-музыкантами и становится своего рода кибернетическим исполнителем. Здесь нет ни программирования, ни компьютеров, только биологическая форма материи и аналоговые схемы. Премьера CellF состоялась в 2015 году в Перте (Западная Австралия): инструмент был представлен дуэтом с барабанщиком Дарреном Муром. Звук ударных стимулировал нейронную сеть, которая давала ответную реакцию через модульные синтезаторы и создавала импровизированные пост-человеческие звуковые фрагменты. Безусловно, CellF представляет собой радикально новый взгляд на то, как искусственная жизнь может существовать в сценическом пространстве, и на эстетику современного перформанса.

Погружаясь в самые радикальные формы AI перформанса, задумываешься о будущем не только искусственного интеллекта, но всего человечества. И если не технологические разработчики, то медиахудожники раскрывают для нас способы взаимодействия с AI и делают более ясной перспективу, моделируя новую реальность прямо на сцене.

Генеральный партнёр